Как закалялся Parallels

17

Николай Добровольский, создатель Parallels Desktop для Mac и Windows/Linux: «Ажиотаж начался с первой публичной «беты»

В своих квартальных отчетах Apple раз за разом бодро рапортует о росте продаж «Маков». Но яблочной платформе до мирового господства еще очень далеко – даже в США, на родном для себя рынке, ее доля не превышает 10%. Windows пока еще стандарт, эта ОС глубоко пустила свои корни повсюду. Большая часть очень нужного и специального ПО есть только под «Винду». Как же быть маководам? В середине 2000-х один небольшой стартап с российскими корнями сделал ставку на примирение миров различных ОС и не прогадал. Как вы догадались, речь о компании Parallels. Сегодня благодаря своему продукту Parallels Desktop для Mac она известна на весь мир и занимает порядка 80% американского рынка решений для виртуализации компьютеров Apple.

Николай Добровольский – человек, чья команда придумала Parallels Desktop. У кого, как не у него, спрашивать про историю «Десктопа», про взаимоотношения с конкурентами и про то, когда технологии виртуализации наконец придут на смартфоны и планшеты? Результат нашей беседы – перед вами. Готовьтесь, будет интересно.

1 old and new

Николай Добровольский образца 2000 и 2012 года. А до этого было страстное увлечение компьютерами и победа во всероссийском конкурсе программирования в возрасте 14 лет.

Николай, наш первый вопрос не блещет оригинальностью, но не задать его Вам мы не имеем права, уж извините. Мы знаем многое про Parallels Desktop для Mac, но мало – об истории продукта. Расскажите, с чего все началось? Кто стоял у истоков?

Все началось с середины 1990-х годов в отрасли, которая к IT относится лишь косвенно. Костяк будущего стартапа Parallels сформировался в рамках IT-департамента Московского центрального депозитария. Мы там писали ПО для внутренних нужд. По тогдашней моде IT-департамент депозитария выделили в отдельную компанию. В 1998 году грянул кризис. Количество денег на фондовом рынке сильно уменьшилось, заказов от ЦМД на ПО тоже стало меньше. Нужно было найти возможность зарабатывать другим способом. Мы стали разрабатывать софт для других организаций. В ходе одного их проектов получили опыт создания платформы виртуализации, сделали прототип решения, но до доведения прототипа до production-уровня не доходили руки. Опять же нужны были деньги, которых у нас на тот момент не было. Вариантов было два – искать инвестора или влиться в более крупную IT-компанию.

И что вы выбрали?

Оба варианта прорабатывались, что называется, в фоновом режиме. Но начиная с 2003 года рынок технологий виртуализации вдруг начал сильно разогреваться. Сначала Microsoft купила компанию Connectix, которая разрабатывала и продавала продукт Virtual PC. Затем компанию VMware с ее продуктом Workstation купил EMC. Сделки по слияниям и поглощениям заключались на большие суммы, о них рассказывали СМИ, и из достаточно нишевого рынка виртуализация очень быстро превратилась в индустрию, в которой крутятся серьезные деньги.

2 pr Director

Первый маркетинг-менеджер Parallels Бенджамин Рудольф с коробкой Virtual PC для «Маков» с процессорами G4. На тот момент, когда была сделана эта фотография (середина 2006 года) продукту осталось недолго: Apple перешла на процессоры Intel.

Мы активизировались с поисками инвестора. Я ездил в Кремниевую долину, пытался искать деньги по знакомым в Москве. Через некоторое время нами заинтересовалась крупная компания SWSoft, в которую к тому моменту перешел один из членов команды Parallels. SWSoft тогда делал ПО для серверной виртуализации на основе оригинальной технологии контейнеров. Ее придумали русские инженеры и она сейчас работает у тысяч сервис-провайдеров всего мира. Технологию взял на вооружение даже Google, она широко применяется в его дата-центрах. В общем, наш десктопный продукт логично дополнял линейку продуктов серверной виртуализации SWSoft. В 2004 году Parallels вошла в состав SWSoft как независимая бизнес-единица с условием выпустить конкурентоспособный продукт в приемлемые сроки для Windows.

То есть, версия для Windows появилась раньше? Но почему?

Потому что прототип исходного продукта был под две платформы – под Windows и Linux, на которых можно было бы запускать параллельно Windows, Linux и другие ОС. Было бы логично развивать технологии, заложенные в этом продукте. На момент покупки Parallels делать что-то принципиально другое было сложно и не совсем разумно. Мы были еще очень молодой компанией, у нас просто не было серьезного опыта в инжиниринге. Поэтому задача стояла просто: довести решение до уровня, когда его можно будет продавать, и выйти с ним на рынок.

3 idf

Заслуги Parallels оценила компания Intel. Николай Добровольский демонстрирует диплом, полученный на Intel Developer Forum 2006 Spring за Parallels Workstation для Windows/Linux. Именно из этого приложения потом родился Parallels Desktop для Mac.

Удалось?

Да. Но результаты продаж были неудовлетворительными, чтобы содержать команду, которая его разрабатывала. Конечно, это не устраивало SWSoft. Команду десктоп-виртуализации даже хотели расформировать и перевести людей на проекты, связанные с гораздо более успешным и многообещающим серверным продуктом Virtuozzo. Но в январе 2006 года Стив Джобс на конференции MacWorld официально объявил о переходе «Маков» на процессоры Intel. Для нас открылись новые перспективы.

Подождите, но у вас была под рукой только Windows-версия. А удачно портировать Windows-приложения под Mac OS X не вполне удается даже большим вендорам. Даже у Microsoft с этим есть проблемы. Например, Outlook для «Мака» пока сильно хуже Windows-аналога…

У нас уже были версии продукта под Windows и Linux. При его создании мы использовали среду разработки Qt, которая позволяет компилировать один и тот же код под разные платформы. Поэтому мы достаточно быстро смогли портировать на платформу Mac OS X нашу Linux-версию продукта. На всё про всё потребовалось несколько месяцев.

Когда стало понятно, что тема с виртуалкой для Маков «полетит»?

Практически сразу же. Ажиотаж начался с первой публичной «беты». До этого, конечно, было несколько альфа-версий, благодаря которым мы вообще освоились в операционной системе Apple и стали понимать, как она устроена. Тогда у нас – смешно сказать – на всю компанию был один-единственный «Мак». Чтобы организовать более-менее массовое тестирование, мы ходили по американским форумам и вербовали энтузиастов-маководов, которые ставили продукт у себя, на самое разношерстное «железо», которое было у них и которого не было у нас, и рассказывали нам, как наш продукт у них работает.

4 in Apple Store

Андрей Омельянчук (директор разработки Desktop Virtualization) и Алексей Корякин (principal engineer) приобретают Mac Mini в Apple Store в Купертино. На тот момент - второй Mac на всю Parallels (март 2006).

После нескольких альфа-версий в апреле 2006-го выходит «бета». И производит совершенно ошеломляющий эффект. Ее начинают ставить, снимать скринкасты и выкладывать в Сеть. Это был настоящий wow-эффект, при том что никаким продвижением мы не занимались: «Вот, посмотрите, Windows на Маке запускается за 10 секунд и работает без перезагрузки! Это же волшебство!» Пользователям жутко нравилось, что можно экономить на покупке аналогов под Mac OS X и использовать существующие Windows-программы одновременно. Про «Десктоп» написал в своей колонке в The Wall Street Journal знаменитый Уолт Моссберг. Нас это очень воодушевило. Мы организовали продажу «Десктопа» по предзаказам через два дня после выпуска первой публичной «беты» и за несколько дней собрали примерно 5000 заявок. В это было трудно поверить. Нам, маленькой компании, верят как самому крупному вендору! Люди сами несли нам свои деньги за продукт, который еще даже не появился на рынке.

5 in Coupertino

Компания Apple заинтересовалась «Десктопом». Николай Добровольский, Максим Цыпляев, Алексей Корякин и Александр Тормасов на парковке перед штаб-квартирой Apple в Купертино.

Как мы знаем, выход Parallels Desktop для Mac привел вас в Купертино, на личную встреча со Стивом Джобсом. И что Стив благословил ваш продукт. Расскажите, как это было.

Да, это произошло примерно через год после дебюта продукта, в 2007-м. Мы общались с большим количеством людей из инженерного и маркетингового подразделений Apple. Сергей Белоусов и я были на встрече с Бертраном Серле, создателем Mac OS Х, и Филом Шиллером, старшим вице-президентом по маркетингу. Они напрямую подчинялись Джобсу. Это была первая наша встреча с людьми такого уровня в Apple.

Мы приехали обсудить бизнес-вопросы. Нас интересовало, как попасть в канал продаж Apple. Сидели в очень небольшой комнате. Их двое и нас двое. Сергей пытался с ними поговорить. Мы рассказывали про наш софт и его предназначение, что существует куча приложений, которых нет на Mac OS X, но они нужны пользователям. Говорили о том, что Parallels помогает Apple продавать Маки, позволяя запускать на них все эти недостающие приложения. Шиллер и Серле отвечали неопределенно: мол, надо подумать. По разговору чувствовалось, что они не отвечают, потому что ждут чего-то. Тут вошел Стив Джобс: «Привет, меня зовут Стив Джобс. Как дела?» Сел на тумбочку. Мы стали заново объяснять, чего хотим. Он долго слушал нас не перебивая, задал несколько уточняющих вопросов по существу. Потом сказал: «Я думаю, нам надо это сделать». Встал и вышел. После этого с нами разговаривали уже совсем по-другому – предельно четко и по делу.

Помнится, было время, когда Parallels и ее «Десктоп» воевал с VMware на самом высоком уровне. Люди из VMware не особо лестно о вас отзывались. Чем в итоге всё закончилось?

О, это история, достойная экранизации. Когда мы вошли в состав SWSoft, факт этой покупки не афишировался во многом из-за конкурентов. Успех Parallels Desktop для Windows/Linux и Mac, видимо, досаждал VMware. Дайана Грин, со-основательница и тогдашний руководитель VMware, вообще всегда была настроена на конкуренцию. Поэтому через год после релиза Parallels Desktop для Mac VМware выпускает Fusion. А среди дистрибуторов распространяет листовку: мол, Parallels – это какие-то русские, которые делают телевизоры. И, дескать, сами подумайте, господа партнеры: может ли у русских, да еще делающих телевизоры, получиться нормальный софт? Это был выпад в сторону Сергея Белоусова, который владел долей в компании-производителе бытовой техники. Хотя, понятно, что тот бизнес не имел никакого отношения к Parallels. Сергей написал госпоже Грин письмо о том, что такое поведение ее не красит. Дайана ответила. Уж не знаю, что Сергей сказал Дайане во время их встречи, но больше таких нападок со стороны VMware не было.

Сейчас доля VMware Fusion в ритейле США примерно 20%, у Parallels – около 80%.

6 Medvedev

В декабре 2008 года Добровольский был назван «лучшим инновационным менеджером» в рамках Российского инновационного конвента им. В.Зворыкина за первое в мире ПО для эффективной работы Windows-приложений на платформе Mac.

Parallels Desktop для Mac развился в навороченное приложение с десктопной и мобильной частью. Мобильная версия появилась в пятом поколении – еще в достославные времена iPhone 2G. Как вы поняли, что нужно делать мобильное приложение?

Все началось с желания удаленно управлять своим Маком и виртуальной машиной по аналогии с тем, как это реализовано в программе-клиенте нашего серверного продукта Parallels Server Bare Metal. Мы решили создать мобильное приложение под iOS, с которого можно было бы видеть список своих машин, наблюдать за ними, стартовать, останавливать, посмотреть скриншот и т.д.

Сначала по поводу мобильного приложения у команды «Десктопа» особых амбиций не было. Приложение рассматривалось как одна из фичей Parallels Desktop для Mac. У нас тогда был тот жесткий период конкуренции с VMware, во время которого мы придумали огромное количество функций для будущих поколений продукта. Даже самые безумные идеи рассматривались.

Но сейчас Parallels Mobile – это самостоятельное приложение. Судя по тому, как обстоятельно оно сделано, над приложением поработали как надо. Почему поменялись взгляды?

Стало понятно, что пользователям нужно нечто большее, чем просто инструмент для мониторинга виртуальных машин. Им нужно средство доставки Mac- и Windows-приложений на их iOS-девайсы. Такое приложение особенно ценно для пользователей iPad. Большой экран способствует работе с полноценным Microsoft Office удаленно. Существует огромное колическтво Mac- и Windows-программ, аналогов которым не существует для мобильных устройств. Опять же возможность просмотра сайтов и видео на флеше, управление принтерами, камерами и прочими USB-устройствами. Parallels Mobile стал практически самостоятельным продуктом и является одним из самых ярких дополнений к Parallels Desktop для Mac.

В комментариях к статьям про виртуализацию пользователи часто задают вопрос: когда же Parallels или другая компания сделает виртуальную машину для мобильных девайсов? Как вы можете ответить на этот вопрос?

Тут есть несколько технических аспектов. Начнем с того, что подавляющее большинство мобильных девайсов работают на ARM-процессорах, которые по архитектуре совершенно отличаются от x86 (Intel). Возможна виртуализация «ARM на ARM», то есть варианты «Android на iOS», «Android на Android» и «iOS на Android». Кросс-виртуализация – это задача абсолютно иного уровня, гораздо более глобальная. Архитектуры там несовместимы, там намного больше надо делать эмуляции, поэтому работать всё будет гораздо медленнее. Ну и второе: одно из важных ТТХ любого мобильного девайса – это время работы от батарейки. Если у мобильного девайса батарейка кончается очень быстро, он никому не нужен. А виртуализация – это очень энергоемкая технология.

Например, делая Parallels Desktop 7, мы специально очень много усилий приложили, чтобы снизить расход энергии, когда на одном портативном компьютере запущено несколько ОС. Даже сделали специальный режим, благодаря которому PD7 не разрешает программному интерфейсу OpenGL (используется в Mac OS X) по умолчанию включать прожорливый дискретный графический чип. Это дало возможность на час дольше работать от батареи на MacBook Pro – решающее преимущество, когда ты в самолете на Атлантикой По той же причине виртуализация сомнительна в мобильных девайсах. Технология требует много вычислений, процессор гаджета постоянно нагружен и чрезвычайно быстро расходует заряд батарейки.

Да, настоящим гикам было бы интересно посмотреть на виртуальную машину на смартфонах и планшетах. Но, на мой взгляд, пока для этого есть два существенных препятствия. Первое — технология еще не совсем созрела для реализации на существующем «железе». Второе – не совсем понятен сценарий использования. Нормально работать с двумя ОС на небольшом, в сущности, экране сложно. Запускать отдельные приложения, подобно тому, как это делает «большой» Parallels Desktop в режиме Coherence? Да, это, в общем-то, разумно. Но для этого пока лучше подходит Parallels Mobile, когда программы запущены на большом компьютере, но доставляются на смартфон или планшет по Wi-Fi или через 3G.

Спасибо за увлекательный рассказ и за прекрасный софт. Успехов!

Спасибо вам!

Поделиться
Сохранить
  • Illya

    Спасибо, интересная статья.

  • Очень интересно было почитать! А то пользуюсь и не знаю истории!
    Большое спасибо за этот продукт! Я в восторге!

  • Guest

    В нужном месте в нужное время. Молодцы.

  • Nik McCoy

    одно слово молодцы)))

  • Очень интересное интервью!

  • Sandy-home

    Купил данный продукт, чтобы, не пользуясь Bootcamp, играть в «Сталкера» (1, 2, 3) на MAC (21.5 дюймов, середина 2010 г. Процессор  3,2 ГГц Intel Core i3, 16 ГБ 1333 MHz DDR3, ATI Radeon HD 5670 512 MB). К сожалению, даже докупив оперативную память до 16 Гб, испытываю большие трудности по скорости. Игра даже в нормальном (не «крутом») разрешении и проч. жутко тормозит… Может есть какие-либо неведомые мне установки и настройки программы? Кстати, для Винды выделил максимум памяти из возможной (25% — 4 Гб). Люди добрые, помогите! :)

    • у нас есть неплохая статья по оптимизации Parallels Desktop 
      http://macosworld.ru/parallels-desktop-6-tips/

      вам нужно делать обратное от указанного в ней :) 

    • Serega1812

      тНе там ничего у них полезного!! Я тоже надеялся на семёрку — только она ещё тормознее 6ки Я в  Crysis так и не смог поиграть и снова вернулся на  bootcamp

  • Serega1812

    Дрянь!! Работает глючно — стоит только немного больше программ задействовать!! Прошлая версия была куда более быстрой,а эта смахивает на 4ку — только дороже!

    • это ваше личное восприятие, которое сильно зависит от машины, настройки виртуалки, конкретного приложения, версии ОС. Давайте  все же оперировать данными официальной статистики. А они говорят о том, что PD 7  на 60% быстрее PD6 в перезапуске виндоус (после suspend), а в некоторых 3D-приложениях прирост производительности доходит до 45%.
      Посмотрите данные Мактех http://www.mactech.com/2011/09/13/parallels-desktop-7-vs-6-should-you-upgrade или таблицу тестов infoworld http://www.infoworld.com/d/virtualization/parallels-desktop-7-mac-upgrade-you-can-skip-172055, из которых видно, что от 10-25% прибавки в производительности — это среднее. Как видите, все более чем позитивно 

      • Parfumeur

        А я ушел с Параллели к VMware по банальнейшей причине — в 2010 офисе оутлук не загружал письма автоматически. Приходилось делать это вручную через загрузку заголовков, что было крайне неудобно. После перехода на VMware проблема ушла…

  • Классный продукт у Parallels — но цена однако..
    Для коммерции дешево, для личного использования дорого. 

  • Afrashkin

    И при чем здесь паралельное гавнище? Я использую мак, но для виндовых игр есть машина под виндой. Мак покупают, потому что это мак. Вам не понять. А паралельное гавнище, просто примазалось.

  • пользуюсь отученной от жадности вмварей и жду снижения цены на паралели (ломаными паралелями сознательность пользоваться не дает, а для включения раз в месяц дохрена стоит). 
    продайте 6ку или 5ку со скидкой??…

  • Crazzyrussian

    если бы еще сделали «семейную» лицензию, чтобы не покупать на кадлый комп в семье отдельную программу — купил бы. сейчас — с удовольствием пользуюсь пираткой, ибо 100 баксов на 5 компов домашних — имхо дорого.

    • Crazzyrussian

      т.е. на каждый из компов