Александр Косован, создатель CleanMyMac и CleanMyPC, основатель MacPaw: “Эйфория от первой продажи несравнима ни с чем”.

Он влюбился в Mac с первого взгляда. Все началось с беспроводной клавиатуры; потом родители привезли ему PowerBook G4. Саша писал программы под Mac OS X, но по ощущениям он словно приобщался к чему-то особенному, продуманному до мелочей, правильному. Так родился CleanMyMac. Особенный, продуманный, удобный «чистильщик» для Mac.

Александр Косован – не только основатель и идеолог MacPaw, но и главный разработчик команды. Именно он написал первую версию CleanMyMac, придумал MacHider, собрал людей и добился удивительного успеха. Насколько это сложно и может ли каждый последовать его примеру в переполненном устройствами и приложениями мире? Об этом и поговорим.

Alexandr
Итак, Александр, с чего все началось, с идеи программы или компании?

Все началось с работы системном администратором в компании, которая выпускала… крабовые палочки. У меня было много свободного времени, и я успел сменить свой любимый, но достаточно устаревший Powerbook G4 на Хакинтош. Рабочие версии взломанной Mac OS X для ПК только-только появлялись, и я потратил много времени, чтобы изучить архитектуру системы, подогнать ее под свою конфигурацию. Я писал драйвера для своего железа, пересобирал исходники некоторых приложений… В конце концов я настолько хорошо освоил всю Mac-среду, что был готов писать полноценные программы. Так в 2008 году мне пришла идея написать “чистильщик” для Mac. MacPaw как компания и бренд появились существенно позже.

Первая версия CleanMyMac была написана только вами?

Если говорить только о программе, то да, первую версию написал я. Ушло на это восемь месяцев вечерне-ночного “кодинга”. Но, как оказалось, одну программу так просто не продашь, нужна еще система активации лицензий. По части серверного программирования я был не очень силен, и тут мне помог Иван Абламский, который потом основал Coppertino Inc. Мы с ним сдружились еще когда вместе администрировали внутреннюю сеть общежития Киевского Политеха (и это я его тогда подсадил на Mac!).

Whole Team
Что еще понадобилось для начала продажи программы?

Думая над будущей моделью продаж я решил, что хорошо бы для солидности продавать сразу два продукта. И тогда я параллельно начал писать MacHider – утилиту, позволяющую в один клик спрятать нужные файлы от чужих глаз. Над первой версией этого приложения я уже работал со своей однокурсницей Верой Ткаченко.

Для продажи обоих продуктов нужен был и сайт. Первую версию сайта делал тоже только я. Сайты и продукты нуждались в графике. Я никогда не был силен в этом, и потому отдельные элементы управления и дизайн сайта заказывал у фрилансеров. Так мы познакомились с Димой Новиковым. Он тогда меня удивил и качеством работы, и скоростью исполнения, придумав иконку CleanMyMac c «дворником». 6 января 2009 года на сайте macpaw.com стартовали продажи CleanMyMac и MacHider.

И когда была совершена первая покупка?

CleanMyMac стали покупать с первого дня выпуска приложения. Эйфория от первой продажи несравнима ни с чем, ведь это самое долгожданное «спасибо» за все месяцы работы над продуктами и сайтом.

Но начало продаж накладывает и ответственность за поддержку пользователей… впрочем, работать в поддержке было сущим удовольствием – пользователи писали нам чаще всего с целью выразить свое восхищение продуктом. За техподдержку отвечала моя девушка София Двойнос, и даже сейчас если вы напишете в твиттере отзыв о наших приложениях, то не останетесь незамеченным. И, конечно, в то непростое время бета-тестирования и запуска CleanMyMac Соня морально меня очень поддерживала и помогала рассказать всем о нашей программе.

А как вы рекламировали ваш продукт?

У начинающего разработчика в этом отношении путей не много, ведь его еще не знают. Поэтому добиться публикаций в хороших изданиях очень сложно, и сначала мы размещались на download-сайтах, таких как MacUpdate или Softpedia. Через некоторое время мы заметили, что с появлением новой версии наш CleanMyMac неизменно возвращался на верхушки рейтингов популярности. Тогда мы решили выпускать обновления намного чаще, добавляя все больше новых и полезных функций. Был период, когда новые версии выходили каждую неделю.

Office 1
А зачем так часто?

Это не было нашей причудой. Релизы необходимо было выпускать обязательно к пятнице, потому что именно тогда Apple обновляла свой популярный featured-список Apple Downloads (сейчас вместо него Mac App Store). Очень часто мы, перебиваясь остатками еды в холодильнике, сидели до победного конца, который нередко приходил с рассветом. И каково же было наше раздражение, когда внезапно из строя выходила микроволновка, или в кофеварке заканчивались зерна. С другой стороны, каждая пятница была нашей маленькой победой, микродостижением на пути к макроуспеху.

Именно тогда количество сотрудников начало увеличиваться?

Рост компании сначала был стеснен офисом. Вначале мы командой в 5 человек работали в комнате на 30 квадратных метров. Потом переехали в openspace на 150 кв.м. Подсобных комнат там вообще не было, а работать в одном большом помещении скоро стало неудобно. Тем более, что мы, увлеченные общим делом, порой совмещали работу с учебой и оставались после экзаменов ночевать в офисе. И как в комнате размером с актовый зал поспишь?

Очень часто компании, выпустившие один очень хороший продукт (или линейку продуктов), на нем и останавливаются. Вы не остановились на CleanMyMac, CleanMyPC и MacHider, а создали Ensoul и Gemini. Как пришла идея их сделать?

Идея о создании Ensoul пришла к нам с Димой Новиковым во время разговора в начале 2010 года. Тогда вышел iPhone 3Gs, и мы увидели необходимость в создании полноразмерных картинок для контактов адресной книги телефона. Обрезать фотографии для обоев на iPhone с помощью встроенных средств OS X было непросто и неочевидно. Мы решили выпустить приложение, значительно упрощавшее задачу. Так появился Ensoul. Программа автоматически подхватывает изображения из фотобиблиотеки пользователя и позволяет в пару действий обрезать их под версию его телефона, наложить несколько красочных эффектов и синхронизировать с адресной книгой телефона через iCloud.

Office 2
А как же появился Gemini?

Как люди, имеющие опыт в разработке дисковых утилит для Mac мы увидели востребованность в качественном и красивом приложении для поиска дубликатов, поэтому особенное внимание уделили внешнему виду и удобству использования. Мы постарались применить современную тенденцию дизайна реальных вещей. До сих пор некоторые сотрудники спорят, дизайном какого устройства они «вдохновлялись»: офисным принтером или роботом-пылесосом. Ну а удаление файлов в шреддер родилось спонтанно при очередном обсуждении внутренней сборки приложения. Вы не представляете, как пользователям нравится удалять файлы!

Нам было очень интересно, как Gemini удалось получить страничку с собственным дизайном в Mac App Store. Расскажете, в чем секрет?

Если честно, мы сами не ожидали что пользователи и Apple так воспримут Gemini. В первую же неделю Apple разместила большой баннер Gemini на главной странице Mac App Store, потом мы долго оставались там, но уже с меньшими баннерами. “Дизайнерскую” страницу Gemini получила только недавно и секрета в этом никакого нет – Apple сами делают и баннера и такие странички. Мы, как ни странно, лишь статические наблюдатели. Ну а рейтинг в четыре с половиной звезды говорит о том, что пользователи тоже в восторге от приложения.

За три года компания сильно выросла. Что-то изменилось внутри команды?

В 2009 году в MacPaw было пятеро, сейчас нас уже 30 человек. Конечно, мы давно переросли не только офис в 150 «квадратов», но и состояние «маленькой компании однокурсников». Существенно увеличилось и количество продуктов, которых уже 5 (и это только на момент интервью!, прим. автора).

Например, еще в 2009 году стало понятно, что хранить переписку технической поддержки в почте очень неудобно, и мы стали сотрудничать с Yellow Media Group. Теперь весь отдел нашей техподдержки работает в системе управления запросами, специально созданной для таких команд как наша.

В разработке же требуется автоматизация некоторых процессов. К примеру, ночные «сборки приложений», сообщения о дефектах. Конечно, пришлось поработать и над управлением требованиями, методами тестирования… всего уже и не перечислишь.

Office 3
А внутренние утилиты, кроме активаций, какие используете?

Началось все именно с активаций, потом стали добавлять новые: сбор и анализ сообщений об ошибках, учет закачек с нашего сайта и сайтов партнеров, обновления приложений. Конечно, пришлось разрабатывать полностью собственную систему управления продажами – смотреть кто, где и сколько покупает и как реклама влияет на продажи. Для Mac AppStore-продуктов также важно мониторить статистику продаж, отзывов пользователей и позиций в рейтингах. Как оказалось, без таких систем жизнь разработчика немыслима, но в то же время это очень ресурсоемкая разработка. Так и пришла идея сделать наш внутренний сервис доступным мак-разработчикам.

А что это за сервис?

Основную направленность сервиса я уже назвал – помочь небольшим командам мак-разработчиков сосредоточиться на своем приложении, а не на сборе и анализе данных вокруг, как приходилось нам. К сожалению, на данный момент это вся публичная информация о сервисе. Ну, а его имя — DevMate — уже многие слышали.

А когда и почему решили сменить деятельность и выпустить CleanMyPC, продукт для Windows?

Идея возникла осенью 2010 года. Учитывая распространенность Windows, мы предположили, что с CleanMyPC тоже добьемся успеха – возможно, даже большего, чем CleanMyMac. Да и гало-эффект должен был сделать свое дело. Однако появилась проблема — в нашем офисе не нашлось ни одного PC. Если и была Windows, то только на виртуальной машине.

Тогда мы решили подключить для этого продукта другую команду. И хотя мы курировали всю работу над приложением от и до, внутри CleanMyPC и CleanMyMac – это два абсолютно разных продукта, чего не скажешь о внешнем виде.

Весной 2011 года была выпущена первая версия CleanMyPC. Спустя год мы можем сказать, что приложение продается более чем успешно. Новые версии появляются достаточно регулярно – мы добавляем функции, увеличиваем производительность и поднимаем эффективность приложения. В общем, это еще один из наших успешных проектов, который мы продолжаем развивать.

Office 4
Традиционный вопрос: как придумывали названия для компании и продуктов?

Изначально мы придумали более ста названий для компании. Дальше отбирали по свободным доменам в .com-зоне. К счастью, одно из моих любимых названий оказалось свободным. MacPaw мне понравился сразу тем, что это четкая ассоциация с приложениями для Mac и отсылка к «кошачьим» названиям версий OS X (paw – лапа).

CleanMyMac, CleanMyPC и MacHider – это примеры простых названий. Основная функция встроена” в название и никто не перепутает, для какой платформы наши продукты и что они делают.

За Ensoul стояла большая идея одушевить (англ. – ensoul) iPhone, сделав его еще более персональным с помощью нестандартной фоновой картинки и больших фотографий контактов. Перебрав несколько десятков скучных названий мы решили остановиться на многообещающем Ensoul.

История с Gemini (Близнецы) весьма забавна. Над названием работали не одну неделю. Разработчики, маркетологи и наш копирайтер предлагали десятки самых разных именований. А потом разработчик главного алгоритма поиска, пропустивший все дискуссии, прислал на почту первую скомпилированную версию программы с названием файла Gemini.app. Впоследствии мы перебрали еще несколько вариантов, но в конце концов вернулись именно к этому.

Каковы дальнейшие планы MacPaw?

Прямо сейчас мы готовим к релизу новое «маленькое» приложение в Mac App Store. Также работаем над DevMate, о котором я уже упоминал. Параллельно мы поддерживаем и развиваем существующие продукты, так что они еще долго смогут радовать своих пользователей. Конечно, у нас есть масса замыслов и новых идей, ожидающих реализации. Мы планируем не ограничиваться существующими приложениями или только «системными утилитами». Пока что это все, что я могу рассказать, так что следите за анонсами уже в этом году!

WWDC
А курьезные случаи в компании были?

Когда в MacPaw всё только начиналось, я хотел собрать сплоченную и дружную команду. Сейчас у нас сложился отличный коллектив с теплой атмосферой, превративший работу в настоящее веселье. Они успевают и эффективно работать, и хохмить. Дня не проходит без курьезного случая.

То дизайнер задастся целью сделать «лук» каждого сотрудника, то копирайтер пустит желтую газету, то маркетологи запрут на ключ разработчиков, пока те не выпустят новую программу, то техподдержка устроит соревнования между своими радиоуправляемыми машинками, то офисный кот куда-то заберется…

Кстати о коте. Прошлой весной Вера Ткаченко нашла на пороге своего дома котенка и принесла его в офис. Тут он у нас и прижился. Завел себе Твиттер @fixel_cat, страничку на Facebook, пометился во всех возможных местах, и тогда нам ничего не осталось сделать кроме как оформить его рядовым сотрудником MacPaw. Подробнее о его обязанностях можно прочитать на страничке о нашей компании.

В целом, за четыре года работы я понял, что юмор – это то, что позволяет держаться на плаву, когда совсем выбиваешься из сил.

А что вы думаете насчет планов Apple? Каковы ваши прогнозы, как изменится Mac-индустрия в ближайшие десять лет?

Мне кажется, что без Джобса Apple вновь начнет расширять ассортимент своих устройств, и не исключено, что через десять лет они выпустят даже пылесос. Ну, а мы будем разрабатывать для Apple специальное приложение под названием… CleanMyHome!

Cat
 

Cat
 

Cat
 

Cat
 

Cat
 

Share.